Галерея
7015 8382 8475 8594 9133 9291
Интересные записи
Топовые новости
Новое

Оперантное обусловливание

Оперантное обусловливаниеОперантное обусловливание обозначает процесс приобретения новых моделей поведения, происходящий благодаря условному позитивному либо негативному подкреплению. Если некий поведенческий акт сопровождается позитивным подкреплением, человек начинает чаще повторять его, даже если подкрепление не связано с причиной исходного поведения. Если родитель, отправляющий своего ребенка спать каждый день в одно и то же время, несколько дней подряд приходит к нему сразу после того, как тот закатывает истерику или начинает беситься, и если этот родитель очень заботлив и всегда успокаивает ребенка, вскоре он может обнаружить, что частота эмоциональных вспышек ребенка увеличивается и в течение дня, и ко времени его прихода. Подобным же образом негативные последствия снижают частоту проявлений повлекшего их поведения, независимо от того, связаны ли они с его причиной. Теория социального научения признает значение классического и оперантного обусловливания, но добавляет в список факторов, влияющих на приобретение моделей поведения, еще и когнитивные процессы. Основная заслуга теории социального научения — осознание того факта, что человеку вовсе нет необходимости непосредственно включаться в поведение, чтобы закрепить или удалить его из своего репертуара. На самом деле, большая часть повседневного поведения ребенка приобретается им через наблюдение за другими людьми, а не через свой непосредственный опыт. Возрастание важности когнитивных процессов, провозглашенное теоретиками социального обучения, привело в свою очередь к развитию когнитивно-поведенческих методов терапевтического воздействия, в которых поведение, которому необходимо научить ребенка, даже не моделируется, а скорее предъявляется ему в форме урока или инструктажа.